Как моя схема появилась в городских трамваях

Как моя схема появилась в городских трамваях

Чтобы моя схема трамвайных маршрутов стала официальной, пришлось потратить немало времени и сил. Иногда мне очень везло, а иногда я допускал совершенно наивные ошибки. Хочу рассказать о своем опыте.

Работу над схемой я начал где-то в 2008 году, когда мне хотелось попрактиковаться в дизайне транспортных схем. Спустя сколько-то бессонных ночей увидела свет первая версия схемы. Выглядела она так:

Одна из первых версий схемы трамвайных маршрутов

Прошло немного времени, и трамвайная сеть у нас в городе обновилась: изменилось несколько действующих маршрутов и добавились новые. Схему пора было актуализировать.

Я долго не брался за работу, пока не нашел завалявшийся черновик поста, который когда-то хотел опубликовать в одном городском блоге и спросить у жителей Днепропетровска, что они думают о схеме. В этот раз я твердо решил, что нужно не просто делать еще одну картинку для портфолио, а настоящую схему, которая будет висеть в трамваях. До этого я месяцами пассивно думал, как же это сделать, но хороших идей не было. Но всё оказалось легко — я просто нашел во ВКонтакте чиновника, отвечающего за транспорт в нашем городе. Я написал ему сообщение, где в двух словах рассказал о своей задумке и приложил картинку. Схема чиновнику понравилась, мы созвонились и договорились о встрече.

Суть всей встречи состояла в том, что чиновник дал мне номер телефона заместителя директора транспортного департамента, позвонил ей и попросил принять меня «по-нормальному». Я связался с заместителем, и меня пригласили в горисполком. На встрече был я, эта заместитель и один из руководителей горэлектротранса, и всё прошло на удивление приятно: я ожидал, что буду встречен как в жэке или государственной поликлинике, но люди были вполне приветливы и порадовались моему энтузиазму. Я показал старую схему, рассказал, что хочу ее обновить и бесплатно помочь — деньги будут нужны только для печати тиража. Мы договорились, что продолжим сотрудничать уже непосредственно с горэлектротрансом. Я передал схему на редактуру.

Через несколько дней мне позвонили и позвали приехать в горэлектротранс. До этого я часто проезжал мимо и всегда мечтал там побывать! Оказалось, туда спокойно можно пройти, несмотря на вахту.

У начальника каждую неделю регламентировано время для приема граждан. Полагаю, в каждом городе такая же ситуация.

Я познакомился с секретарем, которая передала мне схему с исправлениями. Среди всех правок особенно трогательно выглядели остановки-пеньки: по всей схеме их заботливо дорисовали — мол, остановки вообще-то с двух сторон.

Пеньки — красивое решение для транспортных схем, использовать их очень соблазнительно :) Но показать односторонние остановки вместе с пеньками понятно, наверное, никак нельзя. Я подумал сам, поспрашивал знакомых и даже написал Людвигу Быстроновскому:

Так что пришлось отказаться от пеньков в пользу кружочков. Они чуть больше шумят и внешне не так эстетичны в масштабах всей схемы, зато практичность получше.

Работа активно продолжалась. Я периодически созванивался с сотрудниками горэлектротранса — мы обсуждали детали, что-то упрощали, перерисовывали, искали здравый смысл, подбирали оптимальный формат бумаги, переводили всё на украинский язык…

В одном из кабинетов горэлектротранса

Один раз я даже побывал в трамвайном депо — о, это место с удивительной атмосферой! Мы заходили в пустые трамваи и примеряли, где лучше будет повесить схему.

Всё это время я ходил и рассказывал всем знакомым, какими неожиданно адекватными могут быть государственные учреждения и их работники.

Когда работа по дизайну близилась к концу, стал актуален вопрос печати тиража. У нас задействовано 272 трамвайных вагона — договорились, что нужно 300 экземпляров. Мне сообщили, что передадут информацию в финансовый отдел, выяснят, сколько денег могут выделить на это дело, а дальше созвонимся.

В горэлектротрансе сказали, что они сотрудничают с рекламными агентствами, которые занимаются рекламой на транспорте, и вот они нам и помогут. Они захотели сделать это всё на каких-то хитрых, своих условиях. Мне это, в принципе, было безразлично — важно, чтобы была возможность напечатать тираж, хорошо и без сюрпризов. Я лишь несколько раз предупредил сотрудников, что моя работа не заканчивается передачей файла на флешке каким-то ребятам — я хочу всё проконтролировать до самого финала. Ок-ок.

Я пошел в рекламное агентство, где мы попробовали напечатать первые экземпляры. Вполне предсказуемо, их качество было не очень хорошим. Понадобилось нам где-то четыре часа, чтобы напечатать приемлемый вариант. Едва ли не каждая правка делалась сквозь зубы: «Да и так нормально, кто там заметит?», «Мы вообще-то печатаем в крупном формате, лучше не получится». Но в итоге получилось неплохо, можно было запускать тираж.

Но дальше начался хаос. К нашему приключению подключилась сотрудница рекламного отдела горэлектротранса и сообщила, что печатать надо не в одном рекламном агентстве, а в трех. Оказалось, что они решили заставить агентства печатать схемы бесплатно — под угрозой ухудшения условий сотрудничества.

Несмотря на всю абсурдность ситуации, я, окрыленный желанием всё довести до конца, согласился связаться со вторым рекламным агентством. Я написал им по почте, передал макет и попросил связаться со мной, когда они его напечатают. После недельного затишья с их стороны, я написал снова. Мне радостно сообщили, что пробный экземпляр уже передали, и «им нравится».

Уже следующим утром я был в горэлектротрансе. Схема была отвратительна: цвета искажены, разрешение низкое — надписи представляли собой множество крупных заметных точек.

Не стоит на горячую голову соглашаться с заведомо нерациональными решениями. Печатать в трех агентствах — это трата времени впустую и 100% неодинаковый результат. Это понятно сразу, и на такие предложения нужно твердо говорить «нет».

Мне заявили, что я «придираюсь», а обычным людям будет вполне нормально пользоваться такой схемой. И что вообще-то мы должны принимать какое угодно качество работы, раз уж агентства работают для нас бесплатно. Апогеем всей истории стало то, что кто-то подписал документ, дающий право второму агентство разместить на схеме свой логотип. Сотрудники рекламного отдела тут же на радостях позвонили в остальные агентства и предложили разместить свои логотипы — равные же условия должны быть.

То, как легко сотрудники горэлектротранса готовы были согласиться на совершенно глупые условия, меня поразило. Не удивлюсь, что за рекламу на троллейбусах и трамваях предприятие получает в разы меньше, чем могло бы.

Вот как могла бы выглядеть схема:

Пришлось ехать и воевать с ними снова.

Я с самого начала понимал, что могут найтись желающие разместить рекламу на схеме и был категорически против этого. Это «понимание» ничего не стоит. Обязательно, с самого начала, нужно было получить письменное подтверждение, что схема будет выглядеть так, как на макете, и наличие рекламы или чего-то другого постороннего — исключено.

Я пришел с письменным предупреждением, что никто без моего согласия не имеет права вносить изменения в макет и размещать схему в трамваях. В противном случае я готов судиться из-за нарушения авторских прав. Я предложил три варианта:

  • договориться печатать в одном рекламном агентстве, без посторонних логотипов;
  • печатать в независимой компании (цена вопроса, кстати, где-то $300 — на мой взгляд, очень немного для реализации такого проекта);
  • не печатать вообще.

Руководитель тут же решил не печатать схему вообще. «Денег у нас нет».

Я сказал, что искренне хочу, чтобы вся эта долгая история закончилась не конфликтом, а найденным решением — мы все потратили много времени и сил. Договорились, что они попробуют как-то исправить проблему с рекламными агентствами, и мы свяжемся через пару дней.


Ситуация разрешилась в тот же день благодаря моему разговору с начальником первого рекламного агентства, где мы уже всё оттестировали и был хороший результат. Они согласились напечатать все триста экземпляров без своих логотипов, лишь бы в трамваях не было логотипов агентств-конкурентов. Я позвонил руководителю в горэлектротранс, и сказал, что в агентстве готовы печатать весь тираж, меня всё устраивает. Печатаем? — Печатаем.

Как только начали всплывать проблемы, стоило позвонить людям, с которыми я общался с самого начала: они, как минимум, могли бы поговорить с руководством. В идеальном мире они бы еще и выделили деньги.

Тираж быстро отпечатали и привезли в горэлектротранс. С тех пор я не смог к ним дозвониться — начальник не брал трубку и не перезванивал. Секретарь обещала передать мою просьбу перезвонить. Позже оказалось, что на меня почему-то обиделись. С руководством мы в итоге так и не созвонились.

Схему развесили без меня. До сих пор она висит не во всех трамваях. Во многих вагонах схема висит откровенно криво, иногда имеют место воздушные пузыри из-за неаккуратного наклеивания. А тут просто взяли и грубо отрезали кусок схемы с информацией, чтобы запихнуть схему в рамку:

В некоторых вагонах, к счастью, всё не так плохо. Тут постарались даже:

Я вижу свою ошибку в том, что заранее не составил краткое руководство по расклейке. Если вы работаете над дизайном транспортной схемы, не наступайте на мои грабли — максимально подробно опишите свои требования: на схеме не должно быть рекламы, схема должна висеть строго в таких-то местах (обязательна картинка, в идеале с отмеченными расстояниями), схема должна быть наклеена аккуратно и без «пузырей». Обязательно подпишите эти требования у руководителя и условьтесь, что если что-то не так, работа должна быть переделана. И почитайте пару хороших книг по переговорам. Сухая теория без практики вам не сильно поможет, но когда будете читать еще раз и покажется, что книгу писали глядя на вас, вы станете на порядок опытнее.

К сожалению, мне много раз пришлось столкнуться с тем, как люди не любят свою работу. В руках людей, с которыми я сотрудничал, важнейший транспорт города. Почему за визуальную чистоту нужно бороться и доказывать очевидные вещи? Как можно так легко соглашаться на плохое качество работы? Как можно так беззаботно забивать всё дешевой рекламой? Как можно так безжалостно и небрежно отрезать названия остановок на схеме, которой будут пользоваться тысячи людей?


История с трамвайной схемой дала мне много хорошего опыта, но очень жаль, что хороший результат был упущен. К счастью, есть шанс всё исправить, и это по-прежнему стоит не так дорого. Возможно, когда наступит время обновить дизайн схемы (а там, конечно же, есть что улучшить), я снова приду в горэлектротранс и мы попробуем сделать всё по-другому. Но пока что значительная часть расклеенных схем выглядит совсем не так, как следовало бы.

Конвертуйте лють в донати

З початку війни фонд Med Help Dnipro допомагає українським лікарям рятувати людей та боротися з наслідками біди, яку щодня приносить нам держава-терорист.

Співзасновник фонду — Саша Бучков, мій близький друг. Тому впевнений, що кожна гривня йде на корисну справу.

Зробіть свій внесок у перемогу України.

Трамвайные маршруты Днепропетровска Практикум по навигации. День 1