Это завершение серии заметок о дизайн-практикуме Студии Лебедева. См. также: день 1, дни 2–3, дни 4–8.
На дизайн-практикуме наша команда работала над улучшением навигации в торговом центре «Метроград».
Метроград — подземное недоразумение в самом центре Киева. Это огромный (20 000 м²) подземный переход с множеством торговых точек, в который, как я полагаю, большинство людей попадает невольно — по верху дорогу перейти нельзя, светофоров и зебр нет.
В Метрограде очень легко заблудиться, даже если нужно просто перейти дорогу. А если надо пройти большое расстояние, то не спрашивая людей найти правильный выход почти невозможно. Я несколько раз так ошибался — это какое-то очень дурацкое чувство, когда ожидаешь, что выйдешь в определенном месте, открываешь двери, поднимаешься — и оказываешься вообще не там, еще и на противоположной стороне улицы. Приходится спускаться обратно и снова искать правильный выход.


Мы поставили себе задачу придумать систему навигации и помочь страдающим посетителям быстрее ориентироваться в торговом центре, находить нужные выходы и попадать в нужные места.
После анализа основных проблем и прогулки по Метрограду, мы начали придумывать идеи и рисовать:




Пообщались с коллегами и решили пронумеровать выходы. Нумерация поможет легче назначать встречи («встретимся у входа A7») и быстрее строить правильный маршрут.

Попробовали еще и напольную навигацию: нарисовали плитки и придумали навигационный ромб для перекрестков:

Перед лекциями идем в типографию и распечатываем первые образцы в реальном размере. Печатать приходится на формате А3, поэтому быстренько склеиваем всё вручную:

Спускаемся в Метроград на первую примерку. Охрана уже напряглась:

Продолжаем работать и примеряем таблички прямо в коворкинге — туда недавно принесли принтер:


Рисуем подвесную квадратную штуку для перекрестков:

Работаем над напольной навигацией. Придумали четыре вида на все случаи жизни:

Идем в Метроград еще раз. Примерили и отфоткали обновленную напольную, а длинную табличку над дверями выхода растянуть уже не смогли — не разрешила охрана :-)

Работаем над выходами. Пробуем покрасить двери в черный, сверху делаем широкую табличку.

Там, где низкий потолок и повесить табличку нельзя, подписываем номер выхода прямо на двери. Заодно убираем с дверей рекламу:

Улучшаем входы:

Подписываем неподписанное:

Приводим таблички в порядок:

Эволюция табличек на перекрестке:

Эволюция нумерации выходов:

Первый подход — просто номер выхода. Мы тут же добавили цвета, чтобы была привязка к определенным зонам торгового центра.
Потом отказались от цветов в пользу букв перед номером — буквы тоже разделяют зоны, но не привлекают лишнее внимание. Какое-то время пробуем «сложные» буквы T, X и B, проводя параллели с объектами снаружи (метро «Пл. Льва Толстого», Крещатик, ул. Бассейная).
В конце концов, упрощаем и останавливаемся на буквенно-числовом обозначении выходов с буквами A, B, C.
Эволюция напольного ромба:

Собираем презентацию и показываем коллегам. Фух! Это было очень круто :-) Мы получили много удовольствия и полезнейшего опыта.
У нас была клевая команда. Самый большой молодец — Саша Колодько, он взял на себя львиную долю работы: нарисовал большинство макетов и сверстал презентацию.
В масштабах реальной жизни тут, конечно же, еще вагон работы — начиная от проверки гипотез и заканчивая примеркой сотни табличек. Но за восемь дней, параллельно с лекциями, в команде с незнакомыми дизайнерами, мы всё равно смогли сделать что-то интересное и потенциально полезное.
Коллеги из других команд за время практикума улучшали схему киевского метро, дизайн паркоматов, огромную транспортную развязку «Святошин» и станцию метро «Крещатик». Ребята предложили десятки отличных идей — и если реализовать даже часть, можно упростить людям жизнь и сделать Киев более современным и приятным городом.

Во время практикума я еще больше утвердился в правильности того, что нужно брать то, что тебе не нравится — и делать лучше. Это не обязательно принесет сиюминутный результат, деньги, признание или что-то еще. Но это наверняка будет крутой интересный опыт.
«А навигация, — сказал Людвиг, — да потому что тут в Киеве ее улучшать и улучшать — работы лет на десять вперед!».
