Это продолжение серии заметок о дизайн-практикуме Студии Лебедева. См. также день 1, дни 2 и 3.
О транспортных схемах
Приехал Егор Жгун и немного рассказал о дизайне транспортных схем. Нарисовать хорошую схему — это не про цветные линии и кружочки:
Всё кунг-фу в том, чтобы нигде не было проблем с теорией близости, и информация была расположена максимально равномерно. Если решить эти две задачи, не забывая об эстетике, должно получиться хорошо.
Понять важность этих проблем можно, взглянув на одну из схем киевского метро:
Попробуйте правильно ответить, не задумываясь:
124
— это какая станция?- Станция Крещатик — это
314
,217
или120
? - К какому кружочку относятся «Караваевы дачи» на серой линии (под красной веткой слева)?
- Где и зачем потерялась станция
319
?
Хорошо сделанная схема считывается быстро и однозначно.
Кто-то спросил Егора, важен ли на схеме порядок наложения линий друг на друга. Он ответил, что вообще-то не сильно важен, но рассказал любопытный факт, что на схеме московского метро линии расположены по глубине заложения.
В построении схем помогают дополнительные слои:
Об эргономичном дизайне и дальнейшем наблюдении за проектом
Вместе с Егором приехал дизайнер Марк Родионов. Вот мысли из его лекций:
-
Надо уметь определять целевую группу и учитывать её особенности. В торговых центрах больше женщин — они ниже мужчин. Проектируя навигацию на парковке, дизайнер должен учитывать, что человеку будет удобно ей пользоваться и сидя за рулем, и находясь в поисках машины. Шрифт на схеме метро лучше делать побольше — вагон трясет.
-
Ориентируйтесь на статистические данные роста людей. Их можно найти в книгах по эргономике и статистике.
-
Учитывайте расстояния, с которых люди будут смотреть на навигацию. С этих расстояний всё должно быть читаемо и заметно. Не забывайте о случаях, когда мало света или когда у человека ослаблено зрение.
-
Оптимальная высота строчных букв для комфортного чтения на расстоянии вытянутой руки — примерно 0,5 см (14–15 пт).
-
На некоторых станциях метро можно было заметить, как стирается краска от пальцев. Было видно, как люди строят маршруты — можно делать предположения о том, как люди пользуются схемой:
-
Когда проект длинный и большой, в какой-то момент можно потерять всю мотивацию, неадекватно себя оценивать, считать, что движешься не в ту сторону. Нужно сделать паузу и перестать нервничать — скорее всего, всё не так плохо.
-
Следите за производством. Можно найти выход на технолога, начальника цеха или производства, поддерживать с ним связь и контролировать процесс.
О презентации проекта клиенту
-
Специфика: презентации обычно делаются в конце проекта, когда сроки уже поджимают. Это не повод делать презентацию плохо.
-
Очень помогает план и работа в соответствии с ним.
-
Если презентация печатная, ее нужно распечатать не позже, чем через час до выхода — с распечаткой постоянно возникают какие-то сюрпризы.
-
Перед презентацией лучше узнать у клиента, сколько на ней будет людей. Если их много, нужно принести дополнительные распечатки, чтобы каждый потом мог спокойно полистать презентацию.
-
Чем меньше людей со стороны клиента будет присутствовать, тем лучше. У разных людей разные цели: собственник, маркетолог, начальник отдела продаж и кто-то из IT-отдела, скорее всего, смотрят в разные стороны, а воз нужно двигать в одном направлении. Важно, чтобы был главный человек, принимающий решение.
-
Можно произвести хорошее впечатление, презентуя работу на пенокартоне, на Айпаде или на длинном рулоне бумаги (если это длинный сайт). На последующих презентациях лучше сменять формат, чтобы было не так скучно и вы не были тем чуваком, который постоянно носит с собой пенокартон :-)
-
Если идешь на презентацию с коллегой, лучше заранее договориться о том, кто будет говорить, а кто — молчать.
-
Не надо вываливать на презентации гору всего: так можно рассредоточиться, и клиент может завысить ожидания, подумав, что у вас бесконечный ресурс.
-
Приоткройте двери в профессию — расскажите немного о ходе работы, о технологиях и о ваших решениях.
О композиции и умной защите от вандализма
К практикуму в режиме телемоста присоединился арт-директор Эркен Кагаров. Он провел две лекции — о важности контраста в композиции и о том, как элегантно бороться с городскими вандалами. Вот, что я запомнил:
- Благодаря максимальному контрасту, лимоны хорошо продаются в фиолетовых контейнерах, а помидоры — в зеленых (или по соседству с огурцами — полезное родство):
- В Америке любят всё покрупнее. Есть интересная история про белорусского производителя оптических прицелов, который добился больших продаж только благодаря уменьшению логотипа — прибор стал казаться визуально больше. Правда это или нет — не знаю, но эффект работает. Сравните две картинки:
-
Не надо бояться пустого пространства. Если правильно им управлять, получается красиво и хорошо.
-
Акцент должен быть один. Секрет женской красоты — подчеркивать самое красивое.
-
Любая плоская поверхность — потенциальная жертва вандализма. Но с этим можно аккуратно бороться. Например, создать иллюзию заполненности — на «занятых» поверхностях риск вандализма меньше:
-
Афиша и реклама — временные и их в скором времени обновят, поэтому на них мало кто захочет ставить свои теги.
-
Противовандальным может быть и сам материал: легко очищаемый, текстурированный или перфорированный.
-
Паттерны на сиденьях в общественном транспорте нужны не для красоты, а для того, чтобы были не так заметны грязь и пятна:
Подробнее о защите от вандализма можно почитать у Эркена в блоге.
Людвиг Быстроновский про арт-директоров, идеи и жизнь
-
Хороший арт-директор знает, с чего начинается проект, и что должно получиться. Его главная задача — помочь дизайнерам и технологам преодолеть маршрут из одной точки в другую по оптимальному пути.
-
Арт-директор задает высокую планку и создает правильные условия для продуктивной работы дизайнера.
-
Арт-директор — честная оценка работы, камертон. Клиент — нет.
-
Чтобы появились хорошие идеи, не надо стесняться плохих. Наоборот, их надо записать или озвучить — и отпустить. Людвиг предложил хороший пример: продолжите словосочетание «София…»
Какие у вас возникли идеи? В нашей группе это были «София Киевская» и «София Ротару» :-) Чтобы получилась какая-нибудь «София-бамби́я», надо быстро попрощаться с первыми идеями.
-
Уникальность, как правило, не нужна. Людям нужна не уникальность, а решение задачи. Тут речь ни в коем случае не о плагиате: скопировать готовое решение — это совершенно другой разговор. Но если результат вашей кропотливой работы вдруг похож на логотип туроператора из Аргентины — это не повод бежать всё переделывать.
-
Дизайн часто должен «полежать», чтобы можно было посмотреть на него свежим взглядом. В этом плане хороши несрочные проекты.
- Эффективнее всего дизайнер развивается в «потогонной» системе. Чтобы в ней обустроиться, нужно:
- перестать себя жалеть;
- очень много с себя спрашивать;
- понять, на что уходит время и избавляться от того, что считаешь ненужным.
-
Дизайнер — одна из самых неблагодарных профессий. Никто не говорит водителю троллейбуса: «что-то, дружище, как-то ты не так поворачиваешь направо». Когда же дизайнер показывает свою работу, обязательно набегут люди со всех сторон (в дизайне же разбираются все) и начнут срать в комментах. Дизайнеру нужно отрастить толстенную броню, уважать себя и быть в себе увереннным.
-
Нужно следить за своим личным состоянием. Если устал, глаза замылились или наступил момент, когда понимаешь, что делаешь фигню — надо дать себе понять, что ничего страшного не произошло, просто ты сейчас немного неадекватен, внутренний оценщик сломался — надо отдохнуть: сходить в кино или поспать.
-
«Потопленный проект не должен потопить вас».
-
Нужно не сильно консервироваться и понимать, что в жизни очень многие вещи можно поменять едва ли не по щелчку пальцев.
-
Пробуйте работать руками, а не только за компьютером. А за компьютером можно учиться разным смежным дисциплинам — программировать, анимировать, делать 3D…
- Нам должно быть интересно жить, иначе у нас не будет получаться хороший дизайн.
Это третья часть серии заметок о дизайн-практикуме. См. также: день 1, дни 2–3 и завершение: проект навигации в «Метрограде».